Функциональность и вправду поражала: DVD, TV/FM, CD, VCD, MP3; мобильные коммуникации — GSM/GPRS; глобальная система позиционирования GPS с голосовым сопровождением и планировщиком пути; путевой калькулятор, с помощью которого можно устанавливать некое подобие «закладок» важных мест в пути; мобильный офис, работающий под Windows OS Platform и предназначенный для домашнего и бизнес-применения; интернет-браузер с возможностью просмотра веб-страниц, электронной почты и передачи данных; изображение с видеокамеры, установленной сзади автомобиля — эдакий продвинутый вариант зеркала заднего вида, с помощью которого парковаться было гораздо проще. Среди базовых характеристик устройства значились революционные на тот момент CPU AMD Geode GX1 с тактовой частотой 300 MГц, 128 Mб оперативной памяти, 7-дюймовый сенсорный TFT-экран, привод DVD и даже слот для карт SD/MMC.Однако нельзя утверждать, что развитие мультимедийных автомобильных систем началось именно с него. Первое цифровое устройство, обладающее обратной связью, которое «прижилось» в автомобиле — обычная магнитола. Именно с нее началось внедрение в жизнь идеи установки в машину полноценного компьютера. Все современные девайсы такого рода, представленные на рынке, берут начало именно от магнитолы.
Пару лет назад в автомобилях стали появляться так называемые «маршрутные компьютеры», которые, основываясь на показаниях датчиков и «мозгов», выдавали информацию вроде расхода топлива, времени пути и давления в шинах. Сегодня без использования компьютерной техники, гордо именуемой «бортовым компьютером», не обходится ни один сошедший со стапелей автомобиль. Место магнитолы в торпедо современного автомобиля бизнес-класса сейчас занял сенсорный ЖК-дисплей, начинка которого работает под урезанной версией Windows XP, а на рабочем столе расположились привычные ярлыки вроде WinAmp, PowerDVD, OziExplorer.Сегодня существует два направления развития CarPC. Первое представляет собой собственно разработки автоконцернов. В салоне любого автомобиля последних лет, будь то Toyota, Honda, Mercedes или Audi, вы найдете «бортовой компьютер», который не только контролирует всю электронику авто, но и способен транслировать ТВ и выполнять функции органайзера. Монолитный модуль связывается с GPS-навигатором, находящимся, как правило, в багажнике. Там же может находиться и ТВ-тюнер, и модуль цифрового музыкального процессора DSP. Все они контролируются через единую шину данных, например I-Bus для BMW, и получают через нее же информацию о нажатых кнопках на панели управления вне зависимости от местоположения кнопок. Функционально эти устройства практически не отличаются от разработок «индивидуалов» (см. ниже) — с одной принципиально важной оговоркой: свободы экспериментирования здесь не будет. Никакого дополнительного софта вам добавить в систему, как правило, не удастся, «докинуть» оперативной памяти тоже — придется довольствоваться только тем, что предусмотрел производитель. Не получится расширить функциональные возможности этого компьютера и даже изменить внешний вид (за исключением цветовой палитры). Вы не сможете использовать бесплатно распространяемые карты местности и вполне возможно, что GPS у вас вообще не будет работать, если не доплатите cash. Например, у дилеров BMW в Москве карта этого мегаполиса стоит около $1500!
Именно те, кто не согласен с таким положением вещей, и развивают второе направление в отрасли — самостоятельные, или, если хотите, автономные CarPC. Как вам идея «залить» на жесткий диск этого компьютера новые фильмы и просматривать их во время отдыха на природе? Или, может, нужно поработать за компьютером, а ноутбук остался дома? Просто подключаете по USB-интерфейсу клавиатуру — и дело с концом. А пресловутая программа OziExplorer позволяет работать GPS с картами родного города. Под задним стеклом можно разместить Wi-Fi-антенну и подключиться к интернету. Пока для Беларуси это, наверное, не слишком актуально, но уже через год-два данная функция уже не будет пустым звуком. А если установить программу CarSoft, то машину можно будет диагностировать прямо в пути, а не гонять ее каждый раз на автосервис.Сегодня развитие CarPC находится примерно на том же уровне, на котором году эдак в 2002 находились GPS-навигаторы — многие о них слышали, но были они лишь у небольшой кучки энтузиастов. В большинстве случаев самодельный CarPC представляет из себя целый набор устройств, расположенных в разных частях автомобиля. Небольшой системный блок на базе платформы с низким электропотреблением стоит в «бардачке» или багажнике. Изображение с компьютера выводится на сенсорный экран. Преимущество автомобильного компьютера, помимо вышесказанных — его охранные способности. При установке соответствующего ПО, в случае угона на ваш мобильный телефон поступит предупреждающий звонок, а вся улица услышит громкий вой сирены. Возможен вариант, когда физиономия угонщика будет сфотографирована на скрытую камеру, а посредством GPS вы узнаете, где в данный момент находится ваш автомобиль.То, что когда-то казалось фантастикой, сегодня — пускай еще очень дорогая, но реальность. Автоконцерны опасаются устанавливать «навороченные» компьютеры на машины среднего ценового класса и тем самым повышать их стоимость для потребителя. Модели премиум-класса — совсем другое дело: их покупатели малочувствительны к росту цены на пару тысяч долларов. Поэтому сегодня такого рода системы приходится видеть чаще всего у энтузиастов, которые потратили не один день на их установку, адаптацию в салоне и упрятывание проводов подальше от сторонних глаз.Будьте готовы, что практически ни один мастер на СТО или в тюнинговой компании не сможет гарантировать качества проделанной работы. Украина к массовому внедрению подобных устройств, увы, пока не готова. Однако если вспомнить пример с GPS-приемниками, то станет ясно, насколько быстро подобная система может оказаться в вашем авто. 6–7 лет назад никто тоже не мог представить, что компьютерные операционные системы будут массово устанавливаться на обычные мобильные телефоны. Цифровая автомобильная электроника заявляет о себе все громче, а это значит, что полноценный компьютер рано или поздно появится в каждом авто.